Вопросы о применении ККМ или неприменении всегда возникают при планирование развития компании. Таким образом, как правильно трактовать Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) задумывается практически каждый владелец "бизнеса".

Ниже Вы найдете информацию по случаям, когда возможно не использовать ККМ.

Осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ вправе следующие лица:
1. организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие услуги населению, - при условии выдачи ими бланков строгой отчетности (ч. 2 ст. 2 Закона о ККТ). Порядок осуществления расчетов с использованием БСО установлен в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359;
2. организации и ИП - плательщики ЕНВД при осуществлении видов деятельности, по которым на территории муниципального образования (или г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) введен единый налог на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ). При этом указанные лица должны выдавать покупателю (клиенту) по их требованию документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу - товарный чек, квитанцию или иной документ. Требования к таким документам приведены в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ.
Плательщик ЕНВД вправе выбирать между применением ККТ и выдачей по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу). При осуществлении наличных расчетов с применением ККТ плательщик ЕНВД обязан соблюдать требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике Законом о ККТ и Положением (письмо ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-2/13461@), то есть в том числе и требования относительно регистрации ККТ.
Если плательщики ЕНВД осуществляют виды деятельности, на которые распространяется иной порядок освобождения от применения ККТ (случаи, перечисленные в п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона о ККТ), они освобождаются от применения контрольно-кассовой техники по иным основаниям. По данным видам деятельности порядок и условия освобождения от применения ККТ, который установлен для плательщиков ЕНВД, на них не распространяется;
3. организации и ИП - в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения, при осуществлении следующих видов деятельности (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ):

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (при условии, что доля продажи газет и журналов составляет не менее 50 процентов от товарооборота, а ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ). Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа лотерейных билетов;
  • продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли. Однако освобождение от использования ККТ не применяется при торговле через находящиеся в указанных местах магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговые места (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, который должен быть утвержден Росжелдором;
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном ст. 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях";
  • продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи;

4. организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень данных местностей утверждается органом государственной власти субъекта РФ (абз. 16 п. 3 ст. 2 Закона о ККТ);
5. аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, а также обособленные подразделения медицинских организаций, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации - при продаже лекарственных препаратов (абз. 17 п. 3 ст. 2 Закона о ККТ).


Перечисленные положения не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности (п. 4 ст. 2 Закона о ККТ).